Стратегии технического обслуживания

Автор: • 11.09.2015 • БЛОГ, БЛОГ, Определения, Определения, Управление ТОиР, Управление ТОиР2 комментария1212

This post is also available in: Английский

Выполнение Задач и Заданий по ТОиР само собой не начинается. Не бывает так, чтобы кто-то ни с того, ни с сего пошёл и начал резать болгаркой оборудование. Любой работе по ТОиР всегда предшествует Событие. Нет События – нет необходимости выполнять работу по техническому обслуживанию и ремонту.

Самое интересное, что бывает всего лишь три типа Событий, предваряющих любые работы по ТОиР. При этом тип События предопределяет подход, который принято называть СТРАТЕГИЕЙ ТОиР.

Событие: Стратегия ТОиР (характерный тип работ по ТОиР):
1. Отказ Стратегия ТОиР по факту отказа(наработка на отказ)
2. Выявление неисправности Стратегия ТОиР по состоянию
3. Наступление календарной плановой даты или определённой наработки оборудования Стратегия ППР или регламентные работы по ТОиР

Примерно на 80% оборудования можно применить любую из этих трёх стратегий. Более того, исходя из имеющейся информации об оборудовании, а также из текущих целей Производства применение той или иной стратегии будет представляться наиболее своевременным и обоснованным.

Рассмотрим подробнее каждую из этих стратегий по ТОиР.

ТОиР по факту отказа. Или, как её называют в иноязычной литературе, OTB (operate to Break down)

ТОиР по факту отказа. Или, как её называют в иноязычной литературе,  OTB (operate to Break down)

 

Обычно эта стратегия упоминается как наиболее затратный подход ТОиР на оборудовании. Сломалось – починили. Ремонт – по факту аварийного отказа, который выполняется без этапа планирования (читай «подготовки»). Устранение неожиданной поломки, которая случается впервые, – действительно наиболее затратное дело по отношению к другим видам ТОиР.

Однако есть определённый тип оборудования, диагностировать износ или ухудшение состояния которого невозможно. Конкретное время развития неисправности у него отсутствует. Более того, частота возникновения отказов для подобного типа не имеет чётко прослеживаемой периодичности.

Именно для него сознательно выбирают этот тип стратегии ТОиР. Основной смысл подобного подхода заключается в снижении потерь за счёт детальной подготовки (выполнения этапа планирования) к аварийному отказу на основании имеющегося опыта (предыдущего отказа). Подготовливаются агрегатные узлы, проводится обучение персонала, планируется очерёдность ремонтных операций и т. д.

Для подобного планового аварийного отказа потери будут минимальными. Вместо дорогостоящего суточного простоя можно “вытянуть” запланированный 10-минутный PIT-STOP*-вый аварийный ремонт.

Пример – агрегатная замена проколотого колеса на трассе. Стратегия – ремонт по факту отказа (запланированный аварийный ремонт).

ТОиР по состоянию – тождественен иноязычному термину CBM (condition based maintenance)

ТОиР по состоянию – тождественен иноязычному термину CBM (condition based maintenance)

 

Классический пример – это когда по факту инспекции выявляется неисправность. И вследствие наступления СОБЫТИЯ (обнаружения Неисправности) уже выполняются определённые работы по ТОиР. Чаще всего это ремонт, наладка или чистка. Но случается, что по состоянию (например, появление шумов) планируются работы по инспекции. Обычно подразумевается, что время развития неисправности заведомо больше, чем время до начала производства работ.

Считается, что при прочих равных условиях этот тип ТОиР наименее затратен. Но применим он только к такому оборудованию, ухудшение состояния которого заведомо диагностируемо.

Примеры: износ, дисбаланс, загрязнение и т. п. Другими словами – прослеживается время развития неисправности перед отказом. Примерно к  80% оборудования  можно применить эту стратегию в той или иной степени.

ППР, регламентное ТОиР – также имеет более или менее похожий иноязычный аналог FTM (fix time maintenance)

ППР, регламентное ТОиР – также имеет более или менее похожий иноязычный аналог FTM (fix time maintenance)

 

Несмотря на то, что значение аббревиатуры ППР – планово-предупредительный ремонт, другие виды ТОиР (Инспекция, Профилактика) также могут выполняться по Событию, которое характеризует эту стратегию ТОиР.

В отношении плановых ремонтов или замен дорогостоящих ЗИПов это достаточно спекулятивная стратегия: ответственность за принятие решений о ТОиР перекладывается на Регламент (который, как правило, определяется производителем оборудования).

Соответственно, работы выполняются независимо от состояния оборудования. Износилась прокладка или нет – замена. Хорошее или плохое состояние масла в редукторе – замена. Фильтр за 2 000 000 рублей изношен или нет – замена. Почему так дорого? Но ведь так в эксплуатационной документации написано(время наработки)! Ответственность снята.

Этот тип стратегии, как правило, обоснованно применим для профилактических и диагностических видов ТОиР.  Для профилактических плановых замен он, к сожалению, экономически целесообразен не более, чем на 20% оборудования. Оставшиеся 80%, с точки зрения затрат, лучше обслуживать по состоянию или по факту отказа.

Характер отказов на оборудовании подобного типа определяется отсутствием времени развития неисправности (или оно минимально). Однако периодичность отказов чётко прослеживается. Пример – ремень ГРЭМ на автомобиле. Принято менять его каждые 90 000 км. пробега автомобиля – не по состоянию, не по отказу, а по наработке. Причина проста: время развития неисправности перед отказом минимально, а ремонт по факту отказа экономически нецелесообразен. Вот и меняют его по наработке. Такая стратегия ТОиР.

 

Выбор той или иной стратегии, как правило, зависит от конкретной ситуации. Об этом – в следующем Посте.

*PIT-STOP — техническая остановка машины во время гонки для выполнения заправки топливом, смены шин, смены водителей, быстрого ремонта и проверки технического состояния машины. Для успешного выполнения пит-стопов необходима согласованная работа всех членов команды, отточенная на многочисленных тренировках. В некоторых автоспортивных сериях выполнение обязательного пит-стопа является неотъемлемой частью гонки (ВикопедиЯ)

Автор ресурса www.plantmaintenance.ru Федор Белов

Pin It

Читайте также

2 Responses to Стратегии технического обслуживания

  1. Владимир:

    Существует 4 СТОиР и критериями выбора служат: безопасность — это прежде всего, и стоимость (издержки)
    1. По наработке
    2. По наработке с контролем параметров
    3. По состоянию ( самый недорогой, если не угрожает безопасности жизни и влечет разрушения других деталей, элементов и агрегатов).
    4.По состоянию с контролем параметров
    Часто применяют смешанные СТОиР
    СОСТОЯНИЯ следующие: исправен — работоспособен,
    неисправен — работоспособен. исправен -неработоспособен и наконец
    неисправен — неработоспособен.

  2. Могу добавить, про критерии выбора СТРАТЕГИИ ТОиР, который не был упомянут. Это НАДЕЖНОСТЬ оборудования.
    Сама по себе система ТОиР строиться на оптимальном и устойчивом управлении надежностью оборудования, а так же связанными с этим рискам(вы это упоминули) и расходами(так же упоминули) ради достижения целей Производства(выпуск продукции).
    По поводу БЕЗОПАСНОСТИ — этот тренд, а именно, ставить во главу БЕЗОПАСНОСТЬ — достаточно опасен. Причина — можно «сковать» действия персонала по рукам и ногам необоснованно завышенными требованиями БЕЗОПАСНОСТИ. Именно по этому появился инструмент, который называется — УРОВЕНЬ ДОПУСТИМОГО РИСКА. Этот инструмент используется во многих иноязычных странах. О нем будет отдельный ПОСТ.
    Ну, а по поводу ЗАТРАТ. Есть такое мнение, и оно мне импонирует, оно заключается в том, что улучшая НАДЕЖНОСТЬ оборудования мы косвенно сокращаем ЗАТРАТЫ. Но, никак не наоборот. Сокращая ЗАТРЫТЫ без учета фактора НАДЕЖНОСТИ мы «убиваем» оборудование.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *