Несоответствие(ISO 9001) и система технического обслуживания и ремонта(ТОиР)

Автор: • 22.05.2013 • БЛОГ, БЛОГ, Определения, Определения, практика ISOКомментарии (0)554

This post is also available in: Английский

Про стандарт ISO 9001 уже упоминалось в посте Задачи и Задания. Стандарт достаточно известный, и тот, кому интересно прочитать про него подробнее, без труда найдёт интересующую его информацию в Интернете.

Непосредственых требований стандара к процессам ТОиР не так много. Метрологическое подтверждение пригодности СИ*
– пожалуй, единственная область ТОиР, которая достаточно подробно освещается в стандарте. Но это тема уже отдельного Поста.

Для меня ISO 9001 интересен с точки зрения использования идей, в него заложенных, и требований к управлению процессами. Например, одна из ключевых идей, которые рассматриваются в этом стандарте – идея управления Несоответствиями.

Несоответствие – это термин из ИСО**. Его значение можно применить и в процессах ТОиР по отношению к любому событию, которое считается ненормальным.

Например:

  • критичное отклонение от целевых значений KPI (показатели Производства),
  • aварийный отказ оборудования, тяжесть последствий которого значительна,
  • производство бракованной продукции из-за технической неисправности
  • или, не дай бог, инцидент, связанный с нарушением охраны труда и т.д.

 

Продолжу развивать терминологию ИСО 9001. На Несоответствие может быть*** 3 реакции:

  • Коррекция
  • Корректирующее действие(я)
  • Предупреждающее действие(я)

Эти три действия имеют совершенно разный смысл и глубину воздействия на Процесс.

Коррекция Устранение несоответствия
Корректирующее действие Устранение причины несоответствия
Предупреждающее действие Устранение потенциального несоответствия

А причём здесь техническое обслуживание оборудования? Притом, что использование вышеприведённых терминов ISO даёт полезнейший инструмент для “вытягивания” процессов организации технического обслуживания.

Рассмотрим на примерах, что это за инструмент:

I КОРРЕКЦИЯ

Несоответствие: аварийный отказ.       Коррекция – ремонт.

Так принято “закрывать” подобные Несоответствия. Сломалось – починили.

Или несоответствие: произвели брак.      Коррекция – переработали.

Нарушили трудовую дисциплину – выговор.

Коррекция – рефлекс процесса. Так её можно охарактеризовать. Случается, что на этом реакция процесса ТОиР на несоответствие заканчивается.

Причины этому есть. Одна из основных – ограниченность человека (не в том плане, что персонал глупый или ущербный, нет). Просто есть известные пределы способности человека к переработке информации – пределы объёма внимания, памяти, переключения с одной Задачи на другую. Но это, опять же, тема отдельного Поста.

II КОРРЕКТИРУЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ(Я)
Корректирующие мероприятия – второй уровень реакции на несоответствие. Он заключается в поиске и устранении Причин, которые вызвали несоответствие. Сломалось – выяснили причину (почему сломалось). УСТРАНИЛИ причину, чтобы не случилось рецидива.
III ПРЕДУПРЕЖДАЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ(Я)
Предупреждающие действия – третий уровень реакции на несоответствие. Заключается в предупреждении несоответствия на сходных объектах, ситуациях, процессах, на которых оно ещё ни разу не случалось, но вполне может. “Урок” полученного несоответствия в одном месте говорит о том, что оно может произойти на сходном оборудовании при схожих условиях. Если упростить, то Предупреждающее действие – это устранение причин потенциального несоответствияПрофилактика.
Теперь самое важное.

Несоответствие принято рассматривать в отрицательных тонах. Мол, если оно случилось, то это плохо. Допустим, аварийно сломалось оборудование. ПЛОХО. Выпустили брак продукции в объёме одной смены. ПЛОХО. Раз плохо, то большая часть сил и энергии тратится на поиск виноватого (или, как нередко случается, крайнего). Соответствено, сил у всех хватает только на выполнение Коррекции и поиска и наказание виноватого.

Если Несоответствие случилось впервые, то подобный подход – вредный стереотип, который мешает Производству.

Несоответствие является двигателем улучшения процесса ТОиР. Если нет несоответствий (читай: отказов, неисправностей, переработок персонала, скачков бюджета  и т. д.), то это лишь означает, что Вы о них не знаете или не хотите о них ничего знать.

При наличии несоответствия важно правильно сформировать все три уровня реакции на это несоответствие. А ещё правильней – сформировать процесс технического обслуживания и ремонта оборудования таким образом, чтобы в него были заложены формирование Корректирующих действий и Предупреждающих действий на несоответствие, а не только Коррекция.

Правильно сформированные КД и ПД способны настроить весь процесс ТОиР. Пример: отказ подшипника. Коррекция – замена. КД – изменение регламента процесса смазки, обновление инструкции по монтажу, технической карты по проведению смазки. ПД – изменение плана профилактических мероприятий на всех подшипниках подобного типа и функционального назначения.

“Вытягивание” из всех якобы “отрицательных” событий максимума пользы – это и есть позаимствованный из процессного подхода ИСО инструмент. Один из способов, как это можно настроить в виде рутинного процесса ТОиР – в следующем Посте.

  • *     В терминологии ИСО используется другое определение – «оборудование для мониторинга и измерений». Это понятие может охватывать и испытательное оборудование, и средства измерения, и индикаторные устройства и т. п. Чтобы не перегружать текст, в этом Посте используется аббревиатура СИ – средства измерения.
  • * *    Несоответствие (Nonconformity) – отступление показателя качества от желаемого уровня или состояния, которое достаточно для признания данного продукта или услуги не отвечающими техническим требованиям.
  • ***    Если задуматься, то можно прийти к выводу, что мы не так много “кому должны”. По этой причине используется словосочетание “Может быть”, а не “Должно быть”:) 

Автор ресурса www.plantmaintenance.ru Федор Белов

 

Pin It

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *