эволюция ТОиР

Ст.3. тема: «Эволюция подходов к содержанию оборудования»

Автор: • 22.04.2013 • Рекомендуемые статьи, Рекомендуемые статьи2 комментария2768

История эволюции техники вообще и методов обращения с ним достаточно коротка и обозрима, так что несложно выделить основные ее этапы. На  заре индустриализации жизнь  техники была достаточно сурова – работать, пока не сломается. Постепенно аварии, жертвы и потери заставили людей внимательнее относится к «здоровью» своих «железных» помощников. Появились и  стали приживаться подходы, пытавшиеся упредить возможные отказы. Это стало началом того, что сейчас называется управлением активами, техническим обслуживанием и ремонтами.

Все такие подходы так или иначе сводились к расчету неких периодов времени, которые могут пройти между обслуживанием и ремонтами оборудования. В зависимости от задач и отрасли такие периоды вычислялись либо с  целью максимально снизить риски отказа вообще, либо наоборот – максимально подойти к пределу, увеличивая тем самым срок полезного использования оборудования.

Параллельно с этим производители техники решали свои задачи, и искали пути повышения конкурентоспособности своей продукции. Как это ни  странно, далеко не везде надежность оборудования стала абсолютным мерилом конкурентоспособности. Производителям не нужны «вечные» изделия – ведь тогда никто не будет покупать у них ничего нового. Да и на запчастях тоже можно очень неплохо заработать. Растущая скорость выхода на рынок все новых и новых модификаций автоматически требует необходимости в том, что бы старое «устарело» или «сломалось». Отчасти эти задачи решаются маркетинговыми приемами, введением понятия моды даже там, где это раньше не представлялось возможным. Но основным рычагом здесь все таки стали концепции управления жизненным циклом изделий, предусматривающие четко расписанную «судьбу» каждого изделия – когда первое ТО, когда КР, когда пора менять. Там, где это выгодно прежде всего производителям, появились концепции эксплуатации без обслуживания – отработало срок, поменяли на новый.

В целом эти тенденции хорошо вписывались в  планово-предупредительный подход к содержанию техники, однако не только производители оборудования хотят хорошо жить. В современном мире иногда это означает просто выжить. Тем, кто ее (технику) эксплуатирует ради заработка, всегда хочется понять, а почему собственно он столько потратил на нее? И нельзя ли здесь сэкономить? Почему он должен «каждые 5 тысяч менять масло»? Когда денег у тебя столько, что все эти затраты – в пределах округлений, конечно это все вопросы риторические. Так что если рентабельность вашего бизнеса позволяет вам об этом не думать – и не думайте! Нам всем остальным остается вам только позавидовать.

А что делать – когда регламент велит вам поменять или капитально отремонтировать какое либо оборудование, а денег нет? Хорошо, если оно уже устарело и постоянно ломается, здесь еще можно убедить даже самых упертых финдиректоров. А если оно вполне себе еще исправно? Пока регламент (сила закона!) перевешивает экономику – ответ очевиден. Но последние десятилетия поменяли ценности даже там, где раньше экономисты не имели слова вообще. Энергетика, транспорт, промышленность — все теперь мыслят категориями управления рисками и инвестициями. Это «историческая реальность» и надо к этому приспосабливаться!
Диктат экономики привел к появлению новых концепций содержания техники. Появились подходы к ремонтам по состоянию, когда больше денег стали тратить на постоянный мониторинг состояния в надежде сократить затраты на необоснованные ремонты. Появились и достаточно бурно развиваются великолепные инструменты удаленной и само- диагностики, позволяющие в самой полной мере реализовать подход к ремонтам по состоянию. Фактически эволюция совершила виток, но, как и всегда, по спирали: ремонты опять стали практически «по факту отказа», но проводятся они не «на руинах», а в самый последний момент, на пока еще «живом» оборудовании. И хотя за этим подходом вполне возможно будущее, сегодня таким образом можно поступать далеко не везде. Не все еще окутано датчиками, не все аспекты «здоровья» техники можно оценить.

В силу этого появились подходы, основанные на слиянии лучшего от планово-предупредительных ремонтов и ремонтов по состоянию. Обслуживание все-таки планируется на какой-либо период вперед, как  правило на год, но в основе лежат не усредненные показатели периодичности, а  максимально возможно полная оценка технического состояния конкретной единицы техники и оценка рисков, связанных с ним. Что мы можем потерять, если ничего не будем делать? Так ли велик риск и не будет ли дороже обязательно чинить заранее, чем возможно потом починить сломавшееся? Т.е. деньги выделяются не на ремонт, а на сокращение рисков, связанных с каждой конкретной единицей техники! В нашем мире экономистов для них в этой концепции все становится на свои места: понятно, зачем и сколько надо тратить! Технари тоже не в обиде – их мнение услышано и лежит в основе принимаемого решения. На  сегодняшний день – это самая «продвинутая» ступень эволюции, но, очевидно, не  последняя.
В основе успешного применения такого подхода лежит адекватная, объективная и всесторонняя оценка технического состояния и риска. В  нашей практике основное сомнение специалистов по поводу данного подхода вызывает именно возможность такой оценки. Однако иного пути нет! Если нужно управлять процессом, нужно знать всё об объектах этого управления. И решение есть! Там, где нельзя померить или взвесить, можно «послушать, пощупать и понюхать». Достигается слияние объективных показателей и  человеческого опыта для решения одной задачи – определить судьбу каждой конкретной единицы техники на год вперед. Причем, этому опыту можно научить соответствующую информационную систему, и она будет действовать так всегда, освобождая нас от неизбежной рутины.

Данные подходы в мировой практике получили свои «имена». Это такие технологии, как RCM (Reliability Centered Maintenance), RMIS (Risk Management Information System), APM (Asset Performance Management) и пр. Все такие технологии неразрывно связаны с информационными системами, т.к. речь идет об интеллектуальной обработке больших объемов данных.

В нашей стране, как всегда, имеется своя специфика. Здесь и крайний износ основных фондов, и система ценностей, при которой дешевле ремонтировать, чем инвестировать в новое, и постоянное сокращение качественных специалистов. Казалось бы, в таких условиях не до новых веяний. Однако, как это ни странно, именно описанные новые подходы очень даже хорошо могут прижиться в  нашей стране. Необходимость в постоянной заботе за техникой — на лицо. Отсутствие на это денег – общее место, так что сам подход фактически и так в  ходу, просто мы, как и известный литературный персонаж, не знаем что «всю жизнь разговаривали прозой». Все, кто принимает решение о ремонтах, так или иначе взвешивают – надо/не надо, что в первую очередь, на чем сэкономить и пр. Формализация методов оценки состояния и риска снизит остроту отсутствия специалистов. Поможет ли такой подход в этих условиях – несомненно! Речь ведь идет не о том, чтобы наладить учет и посчитать убытки, а о том, что бы  запланировать прибыль!

 Статья публикуется с разрешения Компании ООО «РСМ-системы»

эволюция ТОиР

Pin It

Читайте также

2 Responses to Ст.3. тема: «Эволюция подходов к содержанию оборудования»

  1. Роман:

    Хотелось бы еще узнать у автора, какие есть еще инновационные подходы к улучшению эффективности системы ТОиР (желательно в сфере КИПиА), помимо взвешенной оценки рисков и трат. На данную тему уже есть несколько интересных статей, найденных мной, но они не относятся к сфере КИПиА. ТОиР КИПиА несколько отличается, как мне кажется, по характеру и применяемым методам, от конкретно ТОиР основного производства.
    Например, средства измерения на предприятии(расходомеры, датчики давления, манометры т.д.) обычно не подлежат ремонту на месте(только лишь через сервисные центры) и поэтому их проще заменить(могу и ошибаться), что собственно и делается.

    • Владислав:

      Роман, подскажите, пожалуйста, про какие еще интересные статьи Вы пишите? Можете поделиться ссылками?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *