немцы

DIN 31051 – краткий обзор

Автор: • 14.02.2013 • Библиотека, Нормативы и стандартыКомментарии (0)4454

В любой программе автоматизации управления ТОиР заложена какая-либо теоретическая база, описывающая процессы управления ТОиР. Как ни странно, в разных программах автоматизации они могут кардинально отличаться одна от другой.

Модуль SAP-PM основан на немецком стандарте DIN 31051. Это что-то вроде нашего ГОСТа 18322-78. Ниже приводится перевод краткого обзора DIN 31051 (курсивом).

Некоторая часть текста намеренно даётся без авторской обработки, на что есть две причины:

  •  смысл отдельных частей оригинального текста «обзора» сложен для перевода (из-за отсутствия всего текста по DIN 31051);
  • на сайте есть оригинал «обзора» для уточнения смысла нужных предложений.

К сожалению, зарубежные стандарты не дешевы. В свободном доступе их нет. По этой причине дать ссылку на данный стандарт из библиотеки не представляется возможным.

—————————————————————————————————————————-немцы

В соответствии с DIN 31051, техническое обслуживание включает в себя «меры по сохранению и восстановлению нормативного состояния, а также определению и оценке фактического состояния оборудования».

 Эти меры, в соответствии с DIN 31051, подразделяются на четыре основные части:

 

  1. Обслуживание*.
  2. Проверка**.
  3. Ремонт.
  4. Восстановление и улучшение.

Обслуживание

Меры, которые отнесены к категории «обслуживание», используются для увеличения существующего резерва износа. 

Проверка

Меры проверки помогают выявить и оценить фактическое состояние наблюдаемой единицы – в том числе определить причины и условия, которые привели к подобному состоянию. Эти результаты используются в будущем периоде времени.

Ремонт

Меры для устранения неисправностей существуют для создания необходимых запасов прочности оборудования. Эти меры не направлены на технические улучшения существующего оборудования или режимов его эксплуатации. 

Восстановление и улучшение

Меры по ликвидации слабых мест оборудования. Способствуют поддержке технического анализа объекта таким образом, что заданный предельный износ оборудования будет достигаться с ожидаемой вероятностью, а также в рамках существующей доступности оборудования.

В применяемой практике ТОиР используются различные стратегии технического обслуживания. Ниже – наиболее распространённые.

  1. Ремонт после аварии.
  2. Профилактическое обслуживание.
  3. Диагностическое обслуживание.
  4. Корректирующее обслуживание.

 В случае со стратегией «Ремонт после аварии» со стороны предприятия обслуживание не производится.

 Здесь можно говорить о преобладании «корректирующей» составляющей.

 Недостатком этой стратегии является увеличение затрат в связи с:

  • незапланированными простоями;
  • cверхурочными работами;
  • поиском технического решения для устранения аварии (в оригинале – что-то вроде «преобразования резервного копирования системы»).

Стратегия «профилактическое обслуживание»

 Профилактические работы осуществляются до возникновения отказа или неисправности. 

 Недостатком этой стратегии можно считать то, что это может привести к увеличению затрат на персонал или запасные части. То есть компоненты с низким износом нужно будет также «превентивно» заменить.

 Стратегия «диагностическое обслуживание»

 Диагностическое обслуживание включает в себя своевременное выполнение необходимых работ, основанных на существующих данных и текущей информации об оборудовании.

 Этот подход может быть невыгодным с той точки зрения, что может занимать много времени. Существуют высокие требования к методам ТО, а также необходимо обучение персонала. 

 Все стратегии по ТОиР являются достаточно похожими с точки зрения использования типов (здесь – Мер) ТОиР. Однако они должны происходить таким образом, чтобы, с одной стороны, увеличивалась эксплуатационная готовность установки, а с другой, снижались эксплуатационные расходы.

 Для определения соответствующей стратегии обслуживания предприятия успешен тот подход, который основан на оценке рисков.

 Оценка рисков для каждого оборудования производится с помощью соответствующих критериев. Оценивается вероятность возникновения неисправности, а также его потенциальное влияние на другое оборудование или на предприятие в целом. 

 Уже с учётом определённых рисков применяются те или иные стратегии ТОиР для конкретного оборудования: 

 Стоит добавить, что вышеозначенные стандарты стратегий ТОиР приобрели известность после появления «инновационных» стратегий на предприятиях. 

Подразумеваются следующие «инновационные» стратегии:

  1. «Техническое обслуживание, основанное на оценке рисков» (Risk Based Maintenance, RBM).
  2. «Техническое обслуживание, основанное на надёжности» (Reliability Centered Maintenance, RCM).

«Техническое обслуживание, основанное на оценке рисков (RBM по отношению к снижению затрат на ТОиР поддерживает работоспособность оборудования на определённом уровне безопасности.

 RBM используется для выявления и определения приоритетности потенциальных рисков выхода из строя оборудования.  Оборудования, которые несут наибольший риск, стоят того, чтобы ими озаботились.  Целью RBM является выявление эффективных (с точки зрения затрат. – Примечание автора) мер по ТОиР для снижения к минимуму частоты повторений рисков отказов оборудования.

 «Техническое обслуживание, основанное на надёжности (RCMтак же, как и RBM использует методы FMEA и FMECA (анализа видов и последствий отказов; анализа видов, последствий и критичности отказов)***.

 RCM является методологией, направленной на определение всех функций и функциональных неисправностей технической системы. Процессы, используемые в RCM, направлены на выбор оптимальной стратегии ТОиР на основании этих определённых данных.

 RBM и RCM, несомненно, предназначены для планирования и структурирования****.

 Они основаны на оценке наработанного опыта технической системы. 

 RBM или RCM предполагает использование систем или оборудования, чьё взаимодействие единиц или компонентов является сложным.

———————————————————————————————————————————

* Обслуживание — наиболее близкий по смыслу термин — Профилактика(см.ссылку);

** Проверка — наиболее близкий по смыслу термин — Контроль состояния(см.ссылку);

*** Для более подробного ознакомленния с методологией FMEA и FMECA пройдите по ссылке: далее…

*** основные отличия RCM от RBM будут даны в отдельных постах. Здесь приводиться только обзор стандарта DIN 31051.

Смысл общепринятых формулировок и определений при переводе текста мог быть искажён.

Автор ресурса www.plantmaintenance.ru Федор Белов

Pin It

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *